Амурский театр драмы / гастроли Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С.Пушкина
 

Театр – это всегда художественное постижение темы


С 14 по 26 сентября 2018 года в помещении Амурского Областного театра драмы при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ пройдут Большие гастроли Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина Республики Саха (Якутия).

Гастроли – это творческий отчет театра, своеобразный экзамен на зрелость, возможность посмотреть на себя со стороны, взаимообогатиться театру и зрителю.

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Эти пушкинские строки: написанные на фронтоне памятника великому русскому поэту, установленного в сквере театра, являются одним из основных художественно-эстетических критериев в выборе пьес современной российской и зарубежной драматургии.

С 2008 года директором – художественным руководителем является выпускник первого выпуска Якутского филиала Ш-С МХАТ, засл. арт. РС (Я) Александр Лобанов. При этом он не оставляет актерской профессии .

Формируя репертуар, художественное руководство театра чутко улавливает дыхание страны и республики, учитывая все нюансы перемен ,происходящих в обществе.

Первые гастроли

Театр из Якутии посетит столицу Амурской области уже в третий раз. Первые гастроли в Благовещенске состоялись в 1984 году.

Как отмечал главный режиссер театра В. Я. Келле Пелле, « горожане очень любят свой театр, поэтому нам пришлось их буквально завоевывать». Испытание якутяне прошли успешно.

Благовещенские критики А. Софин, А. Кайда, И. Пирогова, О. Маслов со страниц амурских газет отмечали, что «театр выражают активную позицию в исследовании жизни нашего современника, стремление творческого коллектива к утверждению гуманных начал, к развенчанию бездуховности».

И зал встает, чтобы почтить память героев

Театралы Благовещенска до сих пор с волнением в душе вспоминают спектакль «Одиссею инока Якутского» В. Федорова, потрясающую постановку выдающегося режиссера из Якутии Андрея Борисова на Международном театральном фестивале «Благая весть-2000»,посвященном 2000-летию христианства, в исполнении труппы Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина.

«Потрясением было развернутое перед зрителем объемное эпическое полотно, чего мы не видели на театральной сцене с начала перестройки, когда театр перестал интересоваться масштабными явлениями истории…Кульминационный момент спектакля - полное ощущение катастрофы, когда на глазах зрителей идет ко дну не сдавшийся врагу крейсер «Рюрик».

И в это время звучат имена моряков крейсера. И зал встает, чтобы почтить память героев. Спектакль «Одиссея инока Якутского» - новый шаг, знаменующий возрождение театра как храма высокого искусства, возвращение его на пьедестал «властителя дум», - писали об этом Ю. Климычева и Ю. Мостославский в газете «Амурская правда» 7 марта 2000 года.

Времен связующая нить

Теплому сердечному приему амурчанами этого спектакля способствовало и то, что одним из главных героев «Одиссеи» был Святитель Иннокентий (Вениаминов).

Личность Святителя Иннокентия ,духовным подвигом которого совершалось распространение православия на север России, Сибирь и Дальний Восток, особо почитаема. 160 лет назад бывший архиепископ Якутский и Вилюйский стал крестным отцом Благовещенска и перенес туда управление Камчатской епархии.

Новая постановка ГАРДТ им. А. С. Пушкина и режиссера Андрея Борисова 2017 года « Путь Святителя» по пьесе Владимира Фёдорова «Алмазный крест» о митрополите Московском и Коломенском, апостоле Америки и Сибири, Святителе Иннокентии (Вениаминове) в честь 220 –летия со дня его рождения и 40–летия канонизации стала логическим центральным звеном культурной программы Дней Республики Саха (Якутия) в Москве, посвященных 385–летию вхождения Якутии в состав России.

«В этом спектакле исследуется тема: как же это произошло , где истоки утраты этой великой культуры, великой веры, почему народ –богоносец вдруг начинает утрачивать основные опоры православного духа. В этом смысле интересны рассказы об алеутах, индейцах, сибиряках- камчадалах, якутах, и других малых народах.

На фоне их притяжения к православию, вдруг у русского народа , русского государства, его ментальности, началось то, что сам же народ –богоносец начал рушить храмы, сжигать иконы. Сегодня важно это понять.

В научном плане это понятно: реформы Петра Великого, церковные реформы Никона…Сейчас в историческом плане это достаточно изучено, но в художественном плане через судьбу народа, через судьбу главного героя в данном случае Святителя Иннокентия (Вениаминова), оно ещё не исследовано.

А театр – это всегда художественное постижение темы, изучение через чувства, через метаистории, образно – художественное, это не научное, даже не историческое» -рассказал в своем интервью режиссер Андрей Борисов.

Представить на суд благовещенского зрителя эту постановку, к большому сожалению, не представляется возможным по причине того, что в спектакле занято более ста человек с привлечением артистов из пяти профессиональных театров Якутии, а также использованием сложных современных технических средств.

Но, к радости амурчан, театр все – таки покажет две постановки звёздного режиссера: «Капитанская дочка» А.Пушкина и «Два берега одной Победы» В. Федорова.

Режиссер Борисов в прямом смысле является звёздным: в 2016 году Роскосмос внес в «Международный каталог небесных тел» запись о присвоении рубиновой звезде с координатами: a20h00m38.77s δ-32А°10ʹ32.4ʺ в созвездии Стрелец имени «Андрей Борисов»

Гастрольная афиша

Постановку «Капитанская дочка» А. Пушкина, которая возглавляет гастрольную афишу театра, носящего имя великого русского поэта, в полной мере можно назвать праздником русской речи. Автор повести и режиссер (он же инсценировщик), бережно сохранивший оригинальный текст и не допустивший интерпретации сюжета, убеждают нас в том, что даже на войне есть место любви, чести, справедливости, если на земле русской живы православные устои и духовные скрепы.

От создателей спектакля «Одиссея инока Якутского»: новая постановка талантливого творческого тандема Федоров–Борисов «Два берега одной Победы», созданная специально к 70-летию Великой Победы, открывает ещё одну яркую страницу истории России и Якутии.

В свое время эта тема была секретной. В силу этого немногие знают, что во время Великой Отечественной Войны в тяжелейших суровых условиях северного неба летчики, порой ценой собственной жизни, доставляли нужные для Победы самолеты из Фэрбенкса через Якутск в Красноярск, по авиатрассе «мужества и дружбы» Аляска – Сибирь, а дальше поездом - на фронт.

Самолет захватывает дух, как только открывается занавес. Он заводится прямо на сцене и «взлетает» в небо на огромном экране. Это невиданная сценография для театра. Кадры реальной военной хроники «аэрокобр» в бою на огромном экране дополняют целостность картины и связывают с действительной историей. 

Сложнейшие исторические коллизии раскрываются через простые человеческие отношения образным метафоричным театральным языком, свойственным режиссеру Борисову.

Спектакль высокого патриотического содержания «Два берега одной Победы», с триумфом прошел на VI Федеральном фестивале “Театральный Олимп» городе Сочи в 2016 году, завоевав диплом «Серебряный Олимп» и «Приз зрительских симпатий».

Примечателен следующий факт: на фестивале в фойе сочинского театра были установлены две вазы, в которые при выходе со спектакля зритель голосовал, опустив жетон в красную вазу – «понравился», синюю - «не понравился». Единственный раз на фестивале - синяя ваза оказалась пустой: зрители проголосовали за "Два берега одной победы" единогласно! 

Две комедии положений итальянца Э. Скарпетта «Голодранцы и аристократы» и московского драматурга А.Коровкина «Тётки» поставлены приглашенным из Санкт – Петербурга режиссером, мастером постановок комедийного жанра, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Голубом, который хотел бы, чтобы на его постановках «люди отвлеклись, но не на пошлое «тру-ля-ля», а увидеть что –то человеческое».

Эти комедии, как говорится, проверены временем, они не первый год идут на сцене Русского театра г.Якутска. И как предрекали якутские критики, спектакли режиссера В. Голуба просто обречены на аншлаг!

Немало споров, как и в свое время, сама повесть «Яма» Александра Куприна, вызовет её трактовка в жанре «Ресторанного романса» режиссера из Москвы Анны Бабановой по инсценировке Я.Пулинович с названием «Очи чёрные».

Ресторанный романс, избегая пошлости, раскрывает драму души, несостоявшихся чувств, пряность содержания, некое томление и томность.

Гастрольная афиша не оставит без внимания и маленьких зрителей. Их ожидает встреча с героями любимых волшебных сказок: «Бременские музыканты» В. Ливанова и Ю.Энтина, «Приключения Алисы» А. Габышева ( по произведениям Л. Кэрролла), «Сказка о царе Салтане » А.Пушкина.

Любимцы публики

Театр-храм,в котором служат, щедро дарящие якутскому зрителю свою душу, сердце и талант, замечательные актеры, выпускники различных ВУЗов, Студий и театральных училищ городов СССР и РФ: засл.арт. РФ и РС(Я) Эдвардас Купшис (ученик нар.арт.СССР.Ю.Мильтиниса), нар.арт.РС(Я)Наталья Дорошенко (Уссурийское КПУ),нар. арт. РС(Я) Галина Кондрашова (Харьковское ТУ) ; заслуженные артисты РС(Я) -Александра Антюхова (Красноярское УИ), Александр Лобанов ( ЯФ Ш-С МХАТ),Наталья Лукьянова (ЛГИТМИК), Владислав Мичурин (ХИКИ, Хабаровск), Вера Келле-Пелле (Т С при Краевом драматическом театре им. М.Горького (г.Владивосток), Валерий Тверитин , Дмитрий Трофимов (ЯФ Ш-С МХАТ), Степан Федоренко (АГИКИ)

Невероятной любовью и популярностью у якутского зрителя пользуются , составляющие основной состав труппы, молодые актеры-выпускники 2-х выпусков ,созданного при театре в 1992 году якутского филиала Школы-студии МХАТ и 1-го выпуска Арктического государственного института культуры и искусств, Щукинского и Щепкинского Театральных ВУЗов.

Немного истории

С советских времен было принято считать 1920 год –годом рождения Русского театра в Якутии. Но в 2004 году театровед В.К. Крылова в своем первом диссертационном исследовании «Русский драматический театр (особенности развития в национальной республике)» доказала факт, признанный Российской Академией Наук, о его более раннем возникновении и законном утверждении.«Кружок любителей музыки и литературы, возникший еще в 1863 году по инициативе русской интеллигенции, присоединив к себе неорганизованных любителей, в 1889 г. был преобразован в Общество любителей драматического искусства.

Общество выработало свой устав, который 10 мая 1891 г. утвердил министр внутренних дел.

Таким образом, Русский театр явился первым театром, возникшим в 1891 г. в Якутии и первым театром на Северо – Востоке России. Пройдя вместе с государством Российским сложный путь, Русский театр на Севере и сегодня не опустил, поднятую далекими предками, планку духовности и нравственности.

Фестивали. Гастроли

Русский театр широко гастролирует по населенным пунктам республики и городам России. Стоило только где-то в республике начать промышленное освоение или строительство, театр всегда выезжал туда со спектаклями. Так было, когда строился город Мирный, Вилюйская ГЭС или БАМ. Города: Братск, Магадан, Петропавловск–Камчатский, Биробиджан, Хабаровск, Чита, Минск и Бобруйск в Белоруссии, Усть-Каменогорск и Ленинск в Казахстане, Чукотка вошли в маршруты гастролей, где побывал Русский драматический театр.

Кроме того, он принимал участие в фестивалях Сибири и Дальнего Востока в Хабаровске со спектаклем «Три разговора» В.Соловьева (1994), Русских театров в Йошкар-Оле со спектаклем «Дядя Ваня» А.Чехова (1995), «Благая весть» в Благовещенске с «Одиссеей инока Якутского» В.Федорова (2000, лауреат), в культурной программе Дней Земли Олонхо в Москве и Санкт- Петербурге со спектаклями «Апостол государев» (2007), «Созвездие Марии» (2012) и «Путь Святителя» (2017) В. Федорова, «Сибирский кот» в Кемерово с детской сказкой «Теремок» С.Маршака (2008, спецприз), Русских театров «Встречи в Одессе» с спектаклем «Верочка» А.Чехова (2010, спецприз), «Театр.Чехов. Ялта» со спектаклем «Верочка» А.Чехова (2011, спецприз), в Сочи на VI Федеральном фестивале "Театральный Олимп" cо спектаклем «Два берега одной Победы» В. Федоров (2016, Серебряный диплом, приз зрит.симпатий).

За высокие производственные показатели и большой вклад в развитие театрального искусства республики в 1980 году Русский драматический театр награжден орденом «Знак Почета». С 1998 г. он носит звание Академический, а в 1999 г. ему присвоено имя А.С.Пушкина.

Галина Иванова