Амурский областной театр драмы

Касса

  Благовещенск, ул.Ленина, 146
  8 (4162) 33-74-20
  Пн-ВС с 10:00 до 19:00,
без перерыва

Итоги Года Театра - интервью с директором АОТД

Директор театра драмы Татьяна Бедина: что дал Амурскому драматическому Год театра

Алексей Воскобойников: 2019 год, объявленный Годом театра в России, подходит к завершению. Для нашего театра этот год был весьма продуктивным, плодотворным, богатым на яркие творческие и не только творческие события. Вспоминать, каким был Год театра у нас, подводить его итоги будем вместе с директором Амурского областного театра драмы Татьяной Федоровной Бединой. Жизнь в этом году в нашем театре драмы буквально бурлила. Труппа обогатилась новыми кадрами, стало больше талантливой молодежи, сменились главреж и главный художник.

Татьяна Бедина: Да, очень хорошая театральная школа – Питер – и режиссеры- постановщики, и художники. Мы стараемся сотрудничать непосредственно с этим городом, мы на каждой спектакль приглашаем режиссера и художника непременно. Теперь у нас появился в штате главный художник – человек, у которого много образований, молодая, амбициозная, талантливая и так далее. Надеюсь, что город ее привлечет, и она у нас приживется. Что касается молодежи, да, мы стараемся пополнять труппу, мы будем это делать дальше, и буквально после Нового года к нам подъедет еще одна супружеская пара молодых актеров. Мы считаем, что молодых много не бывает. Но, к сожалению, они взрослеют.

А.В.: Я как зритель скажу, что это здорово. Видно, что жизнь не застаивается, ведь коллектив – по-настоящему живой организм.

Т.Б.: Спасибо большое. Мне нравится, что они адаптируются в труппе, играют уже главные роли. И, наверное, зрители обратили внимание, что у нас немножечко репертуар меняется в сторону молодежи, больше добавляется таких спектаклей.

А.В.: Много места эксперименту находится. Мне это нравится, не знаю, как вам как директору, но мне как зрителю это нравится.

Т.Б.: Наверное, в театре ничего без участия директора не происходит, и мы стараемся, чтобы было именно так. В этом году мы очень много выходили на наших зрителей, я уже не говорю по репертуарным спектаклям, это само собой, и это было ежегодно. У нас было очень много творческих встреч в разных городах и районах области, мы принимали участие в «Ночи в библиотеке», «Ночи в музее», неважно Благовещенск это, Ровное или Тамбовка, мы выезжали туда. Нам не важно, что это маленький какой-то приют для возрастных наших жителей области или это большая площадка, мы с удовольствием брали в руки гитару, стихи вспоминали, и актеры ехали. Год действительно был очень насыщенный, радостный, много мы ездили по области, мы открыли театральный экспресс и посетили 19 территорий. Кроме всех выездных спектаклей, мы показали 38 спектаклей, а где-то просто и бесплатно, потому что у нас и наводнение было. Мы дарили свое творчество и хотели поднять людям настроение. На самом деле 82 спектакля на выезде в этом году – это дорогого стоит.

А.В.: Были и полномасштабные гастроли?

Т.Б.: У нас в этом году и открытие марафона было, мы выезжали в Магадан, где за 3 дня показали 5 спектаклей – 5 аншлагов. Мы выезжали в этом году в Тынду, чего не делали давно, где за 3 дня показали 6 аншлаговых спектаклей, принимали Тындинский театр у себя и довольно успешно. Мы выезжали на гастроли в столицу нашей Родины. Пусть мы всего за 2 дня показали там 3 спектакля, но это в центре столицы в Московском Театре юного зрителя. Можно сказать, что это были обменные гастроли, а они у нас были за год до этого. Мы очень успешно поработали в театре города Великие Луки, где большой зал и с хорошими традициями театр, где были очень тепло приняты. На своей площадке мы принимали этот Великолукский театр. Мы открывали марафон на нашей площадке, в гостях у нас был молодежный театр Еврейской автономной области. Мы приняли в этом году у себя Московский Малый театр имени Островского, то есть действительно был насыщенный год. Приняли участие в спектаклях «Амурской осени». Вот год заканчивается, и на прошлой неделе состоялась премьера спектакля «Дура» по пьесе французского драматурга Ашара. С 21 декабря мы начинаем интенсивно работать на празднование Нового года, где у нас в день будет по 3 представления. Во-первых, это полноценный новогодний спектакль «Новогоднее чародейство, или Сказки старого колдуна», а дальше у нас будет дискотека в одном из залов традиционная. В этом году она называется «Карнавал, карнавал, карнавал», а в другом зале – детский новогодний хоровод с участием персонажей спектакля, с которыми дети познакомятся перед этим. Мы надеемся, что всем будет очень интересно, потому что занята почти вся труппа. Кроме того, у нас несколько Дедов Морозов, можно Деда Мороза и к себе пригласить на предприятие. Два Деда Мороза будут работать на новогодних елках.

А. В.: Не забывает наш театр о классике, и это очень приятно, потому что можно, пойдя на поводу у зрителя, ставить одни какие-то современные комедии положений и, в общем-то, неплохо делать кассу. Ставить классику это всегда риск: все знают материал, и есть определенные ожидания, всегда можно не угадать и не угодить. В этом году была «Двенадцатая ночь» Шекспира и были «Алые паруса».

Т.Б.: В конце этого года мы еще «Тартюфа» поставили. Мы стараемся не идти на поводу у зрителей никогда. Понимаете, в городе театр драматический один, мы стараемся все ожидания зрителей оправдывать, разного возраста, разного статуса, образования и так далее. Конечно, всем не угодишь – кто-то смотрит спектакль и говорит: «Как интересно, никогда не ожидал, восхитительно». А другой говорит: «Что это такое?» Ну, наверное, тоже зацепило, раз такая оценка есть.

А.В.: Когда вокруг постановки идут споры, – не это ли самая лучшая реакция?

Т.Б.: Самая лучшая реакция, когда в зал приходит зритель. Да, бывает, он голосует ногами и уходит, есть и такое, но это единицы. Наш зритель буквально смотрит спектакль до конца, пытается с нами вместе разобраться, понять, почему это случилось так. В этом году мы стали еще более доступны и открыты, мы хотим своего зрителя просвещать, образовывать, воспитывать – для этого в театре стали проводиться открытые читки пьес. Пьес, которые, может быть, мы и не будем в театре ставить, но они есть сегодня, где-то они востребованы.

А.В.: Благодаря этому мы узнаем об этих пьесах.

Т.Б.: Конечно. Больше всего мне нравится, что в зале больше 100 человек остается, и они учатся об этом открыто говорить.

А.В.: Потом дискуссия идет?

Т.Б.: Да. Это такая большая площадка. Кто-то вспоминает свои случаи из жизни. Кто-то говорит о том, что очень тронут судьбой людей, которые в этой пьесе показаны. Пока мы две пьесы прочитали, они разные, но они все касаются людей в сегодняшнем мире: всё немножко по-другому, как он себя ощущает, одиночество, отсутствие взаимопонимания между близкими людьми, между родителями и детьми. Вы знаете, насколько при читке уже понятно, что каждый зритель, сидящий в зале, он ставит свой спектакль, и я полагаю, что, когда он идет домой, он продолжает об этом думать. Мы ради этого читки такие и устраиваем. У нас есть портфель пьес, которые мы и дальше продолжим зрителям доводить. Пьесы, которые вошли в шорт-лист, в лонг-лист – это мне не важно, важно, что есть сегодня молодые драматурги, о существовании которых порой мы и не подозревали.

А.В.: Следующую читку когда нам ждать?

Т.Б.: В январе. У нас работает литературный клуб «Пегас», который собирается раз в два месяца,. Сейчас, в декабре, это невозможно, поскольку очень все заняты были выпуском премьерного спектакля, и теперь новогодний спектакль. Вот это все пройдет, и в январе мы обязательно встретимся с нашими зрителями. Хотя у нас вторая половина сезона такая же насыщенная: хоть Год театра и закончился, мы вроде как подвели перед зрителями итоги, но работа продолжается, и ее никто не отменял.

А.В.: Год театра – это такая условность, а для вас работа не заканчивается.

Т.Б.: Конечно, нет. Совершенно замечательно, что последние годы у нас есть возможность выезжать на гастроли, на далекие гастроли, причем делать это большим праздником для коллектива театра. Нам оплачивают проезд, нам оплачивают провоз декораций. Спасибо театральному гастрольному центру Министерства культуры Российской Федерации, это делается все за их счет. Спасибо правительству Амурской области, они нам помогают с оплатой гостиниц. Уже нет такого, как раньше, когда жили по каким-то вагончикам, в каких-то общагах. Творить вечное и прекрасное сложно, когда ты возвращаешься в неподобающие условия. Сейчас все по-другому, достойно. Мы уже работаем над гастролями следующего театрального сезона, очень надеемся, что они свершатся. Вообще, у нас большие планы, и уже в феврале состоится премьера спектакля «Трёхгрошовая опера», мы работаем, разучиваются вокальные партии, с нами работает замечательная Елена Беляева.

А.В.: Ох, материал благодатный.

Т.Б.: Опять же есть такая проблема, как это примет зритель. Но у нас Бертольда Брехта на моей памяти не было никогда. «Трёхгрошовую оперу» в свое время я посмотрела в Театре сатиры с несравненным Андреем Мироновым в главной роли. И до сих пор у меня это осталось в памяти, мне хочется, чтобы все свершилось и у нас. Спектакль будет массовый, насыщенный, режиссер опытный, он с нами уже работал ранее. Надеюсь, получится все. Затем приедет режиссер, который уже ставил у нас коммерческий спектакль «Тетки», и он будет работать над подобной комедией. То есть мы стараемся чередовать: вот здесь материал, чтобы подумать, напрячься, изучить, покритиковать, может быть, а потом расслабиться и так далее. Если все свершится, мы в мае уедем на гастроли на 2 недели, вернемся и еще до конца театрального сезона подарим зрителям спектакль в постановке главного режиссера Виталия Дьяченко.

А.В.: Почему вы пригласили именно Виталия Дьяченко на пост главного режиссера? Его постановка «Двенадцатая ночь» была воспринята неоднозначно: одни, как я, влюбились в нее безоговорочно, других это насторожило, мягко говоря.

Т.Б.: Вы знаете, мы так далеко находимся от центра. И такое есть опасение, что мы будем таким местечковый театром, в котором все будет благостно, спокойно. А время-то другое сейчас, и столько в городе молодежи, что я подумала, что ничего страшного не произойдет, если молодой, амбициозный, креативный режиссер поработает главным, а дальше мы посмотрим, как у нас срастутся с ним отношения. На Дальнем Востоке он уже ставил спектакли: он был в Петропавловске-Камчатском, в Приморском молодежном театре поставил спектакль, который там получил приморскую премию. Я поинтересовалась, и мне сказали, что он талантливый человек, а мне нравятся талантливые люди, пусть их будет много. И время сейчас такое, ну не сошлись характерами театр и главный, это ведь не так страшно, можно и расстаться. Но замечательно, когда главный есть, когда часть труппы, пусть молодежная, очень с ним солидарна, с интересом работает, с энергией, и в театре что-то все время происходит. Вот эта молодая энергия она, мне кажется, нужна сейчас и области, и городу, и театру.

А.В.: Согласен. Лучше по-хорошему сумасшедший капитан Джек Воробей, чем без руля и ветрил «Черная жемчужина», какой-то «Летучий голландец» бороздит просторы. Еще из приятного – в этом году получен спецприз литературной премии имени Завальнюка за спектакль «Счастливые люди».

Т.Б.: Я думаю, это тоже был риск своего рода, потому что при всей огромной талантливости Леонида Андреевича с драматургией у него сложно, и он как бы эту пьесу анонсировал в соавторстве с другим автором. Мы постарались ничего в ней не менять. Прочитали «Дневник Родьки – трудного человека», чтобы войти в тему, постарались его осовременить, наверное, сценографией, для этого опять же пригласили художника Алексея Мочалова, который очень такой креативный. Вы видели спектакль, как он решил сценографическое пространство, хороший состав актерский. После Нового года мы поставим спектакль, на площадку нам нужно сделать один ввод, и мы будем играть его дальше. Было такое счастливое совпадение, что как раз приехали молодые актеры из Иркутского театрального училища, которые очень замечательно, четко, прямым попаданием попадали на роль Родьки, на роль Васьки, на роль девочки и так далее, все хорошо свершилось. Мы в репертуаре театра все время стараемся держать какие-то спектакли про нас, про нашу Амурскую область, про нашу историю. Эти «Счастливые люди» – это про нас, про Благовещенск со своими традициями, интересными людьми, может быть, даже кому-то и непонятными, добрыми, открытыми – это тоже своего рода наш вклад.

А.В.: Я отзывы потом встречал неоднократно. Людям необходимы постановки на местном материале, есть востребованность.

Т.Б.: Вот мы стараемся, чтобы было это. И потом, это наша дань таланту нашего замечательного амурского поэта, художника, прозаика и драматурга. Мы очень счастливы тому, что мы как-то так были обласканы очень. Самое главное, что меня во всем этом потрясло, что читатели на сайте Амурской областной библиотеки именно этой пьесе, этому спектаклю отдали предпочтение, мы получили спецприз именно за это. Тут не управляешь этим процессом, не скажешь свое слово, и было радостно, что такая оценка нашего труда.

А.В.: 14 декабря была особенная дата – народному артисту России Владимиру Матвееву могло исполниться 80 лет. Вы наверняка Владимира Гавриловича вспоминали?

Т.Б.: Конечно. Более того, мы разместили в средствах электронной связи некролог, воспоминания о нем, сочувствие, что его нет рядом с нами, потому что мы лишились возможности осуществить постановки ряда спектаклей, потому что нет сейчас такого артиста, на которого можно было бы это сделать. У меня вообще были планы далекие поставить такие спектакли, как «Дальше – тишина» Дельмара, где бы в главной роли Владимир Матвеев и Анна Лаптева были, они как раз созрели по возрасту.

А.В.: Я согласен, на них бы хорошо лег материал.

Т.Б.: Я так мечтала это сделать. Но видите, все случилось, как случилось. Можно сказать, что Владимир Гаврилович умер на работе, потому что борьба за его спасение уже не принесла положительных результатов, а приступ у него случился прямо в гримуборной театра. И нет сейчас такого актера. Была попытка пригласить со стороны – у нас был такой Анатолий Гуков, мы его привезли из Москвы, но не случилось, так тоже бывает. Мы обязательно в первой половине следующего года проведем большой вечер, посвященный памяти Матвеева, потому что у нас очень много видеоматериала есть, отснятого со спектаклей с его участием, его интервью очень много. Мы хотим показать фрагменты из спектаклей, в которых он играл. Например, «Диоген», где он играет и который он поставил. Мы хотим поставить ему с супругой Валентиной Ивановной памятник, хороший памятник. И мы, конечно, обратимся к любителям, к поклонникам театра и творчества Матвеева с просьбой помочь нам в этом. Насколько я поняла, к сожалению, родственники не принимают в этом участия. Мы занялись этой работой, и я думаю, что уже настало время, чтобы памятник был, пока еще есть поколение взрослых людей, которые его помнят, которые с ним работали, потому что молодежь, которая приходит, она может знать его только по рассказам, по видеокадрам и так далее. Хотелось бы, чтобы такая глыба, такой актер остался в памяти у всех жителей города Благовещенска.

А.В.: Практически у нас не остается таких. Из народных артистов у нас Лаптева только. И заслуженных тоже два или три человека?

Т.Б.: Три.

А.В.: Мне кажется, что раньше охотнее такие звания давали. Это ведь не потому, что сегодня артист измельчал?

Т.Б.: Нет, не потому. Просто сейчас какие-то такие препятствия Министерство культуры Российской Федерации…

А.В.: Бюрократия.

Т.Б.: Конечно. У меня даже был такой момент, когда все документы, подготовили на наших актеров известных, талантливых, отправили, прошли всю процедуру. Мало того, что здесь надо пройти все властные структуры, еще в Хабаровске надо было у федерального инспектора подписать документы. А Москве оказалось виднее, они взяли и отклонили нам. Я, честное слово, министру писала письмо: конечно, тех, кто работает в Москве, вы видите, они легко и просто получают эти звания. А наши народом признанные народные, которых знает весь Дальний Восток, и все уже признали это, почему-то отторгаются вами! Я получила ответ, что давайте подавайте осенью. То есть я все-таки получила ответ. Один раз в год собирается комиссия – в октябре.

А.В.: Готовая снизойти?

Т.Б.: Или не готовая снизойти.

А.В.: Давайте не будем о печальном, давайте о приятном.

Т.Б.: Мне нравится, что теперь есть звание заслуженный артист Амурской области, и у нас несколько актеров получили его. Мы продолжим эту работу, я думаю, артисты этого достойны. Если их это греет, если это признание их труда, их заслуг и таланта, то это надо поддерживать.

А.В.: Спасибо, Татьяна Федоровна. Желаю хорошо завершить этот год и в творческом смысле, и в житейском и начать год 2020-й, хотя для театра это не новый год, для театра новый год начинается в сентябре. Пусть все получается, пусть все сработаются, больше хороших спектаклей и больше новых артистов, самое главное – благодарных зрителей.

Т.Б.: Мы ждём зрителей в театре всегда.

А.В.: Спасибо.

 

Источник: Amur.Info

Корреспондент: Алексей Воскобойников

18.12.2019
Капча:

Афиша